ИНСТИТУТ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

РУССКИЙ ЯЗЫК
    1. Вступительный экзамен по русскому языку в университете проводится в форме теста.
    2. Содержание тестов соответствует программе по русскому языку за курс основной средней школы.
    3. Тест состоит из трёх частей
      Орфоргафия;
      Синтаксис и пунктуация;
      Стилистика. Культура речи.
    4. Объём теста - 15 заданий: 8 заданий - Орфоргафия; 4 задания - Синтаксис и пунктуация; 3 задания - Стилистика. Культура речи.
    5. Экзамен длится 2 часа. Из них 15 минут отводится на оформление титульного листа и подготовку к работе.

    С помощью теста у абитуриентов проверяется уровень языковой, правописной компетенции, а также умение владеть орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.
    В разделе "Орфография" абитуриентам предлагается вставить пропущенную букву в указанных морфемах; раскрыть скобки, определяя слитное, дефисное, раздельное написание слов разных частей речи.
    Одно задание включат в себя ряд орфограмм. Например, задание "Вставьте пропущенные буквы в приставки" проверяет владение абитуриентом правописанием всех приставок: неизменяемых, приставок на -З/-С, приставок -при/-пре,а/ов приставках.
    8 заданий раздела объединяют следующие орфографические правила:
      правописание приставок;
      правописание в корне гласных (проверяемых и чередующихся) и согласных (непроизносимых и проверяемых);
      правописание непроверяемых гласных в корне слова;
      правописание удвоенных согласных;
      правописание Ъ и Ь;
      правописание наречий (окончания наречий и слитное, раздельное, дефисное написание);
      правописание суффиксов разных частей речи;
      правописание окончаний разных частей речи;
      правописание Н/НН в разных частях речи;
      правописание частиц НЕ/НИ;
      правописание сложных слов;
      правописание служебных частей речи.
    Каждое задание включает в себя по 5 орфограмм.
    В разделе "Синтаксис и пунктуация" абитуриентам предлагается расставить знаки препинания в предложениях. Каждое задание предполагает пять предложений на одно пунктуационное правило:
      знаки препинания в предложениях с однородными членами;
      знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
      знаки препинания в сложных предложениях (сложносочиненных, сложноподчинённых, бессоюзных);
      знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с предложением.
    При выполнении заданий данного раздела учитывается постановка тех знаков препинания, которые не сформулированы в задании.
    Третий раздел "Стилистика. Культура речи" нацелен на выявление у абитуриентов умения владеть орфоэпическими и грамматическими нормами русского литературного языка и знания разделов "Лексика" "Фразеология" русского языка.
    Первое задание данного раздела предполагает проверку знаний акцентологических норм современного русского литературного языка (пять слов в задании); второе - предполагает грамматическое сочетание слов разных частей речи; третье - объяснение значения фразеологического оборота (два словосочетания) и выстраивание синонимического ряда для предложенных трёх слов, причём синонимов необходимо подобрать не менее двух к каждому данному слову.

    При проверке теста каждое задание оценивается по пятибалльной системе. Каждая орфографическая ошибка оценивается в 1 балл, все пунктограммы предложения оцениваются в 1 балл, каждое слово раздела "Стилистика" оценивается в 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов за всю работу - 75. При выставлении итоговой оценки учитывается общая грамотность всей работы, правильность и аккуратность оформления.

    Оценка: если студент набрал меньше 25 баллов, то собеседование считается не пройденным.

    Рекомендуемая литература:
      1. Бабайцева В.В. Теория. 5-9 классы. - М.- 1998.
      2. Розенталь Д.Е. Русский язык. 10-11 классы: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М. - 2000.
      3. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М. - 2001.
      4. Чешко Л.А. Русский язык для абитуриентов: Фонетика. Лексика. Графика.
      5. Орфография. Пунктуация. - М.- 2000. (Домашний репетитор)
      6. Справочные пособия по русскому языку различных изданий.

назад


ИСТОРИЯ

    1. Славяне и их восточноевропейские соседи в первом тысячелетии н. Э. Образование Киевской Руси.
      Расселение древних славян.
      Занятия славян и их социальная организация.
      Князь и его дружина.
      Полюдье.
      Внешняя политика Древней Руси.
      Принятие христианства и крещение Руси.
      Культура Древней Руси.

    2. Киевская Русь в конце Х-го - середины XII веков.
      Династия Рюриковичей.
      Вотчинная собственность.
      "Правда Русская".
      Социальная организация и система управления государством.
      Восстания и социальные волнения.
      Международное положение Киевской Руси.
      Культура Киевской Руси.

    3. Русские земли в середине 12 - середины 13 века.
      Обособление земель и княжеств-волостей.
      Первые "великие князья".
      Социально-экономическое развитие.
      Внешняя политика южно- и северо­русских земель.
      Культура в период раздробленности.

    4. Монголо-татарские завоевания и возрождение независимости.
      Битва на реке Калке.
      Нашествия Батыя и установление монголо-татарского владычества.
      Обособление Южной Руси.
      Северо-Восточная Русь.
      Социально-экономическое развитие во второй половине XIIIв.
      Борьба Московского княжества за господство на северо-востоке Руси.
      Куликовская битва.
      Социально-экономическое развитие в XIV в.
      Объединение русских земель вокруг Москвы.
      Падение монголо-татарского господства.
      Войны на северо-западе Руси.
      Социально-экономическое развитие в XV в.
      Культура Руси в эпоху монгольского владычества.

    5. Становление Российского государства.
      Система сословного представительства, роль государя и боярства.
      Посадское и крестьянское самоуправление. Место церкви в государстве.
      Правление Ивана Грозного: реформы середины XVI в., экспансия Российского государства на Востоке и Западе; опричный террор; экономический кризис.
      Походы Ермака.
      Царствование Федора Ивановича

    6. Российское государство в 17 в.
      Смутное время.
      Борис Годунов.
      Лжедмитрий I.
      Царь Василий Шуйский.
      Восстание Ивана Болотникова.
      Лжедмитрий II.
      Польско-шведская интервенция.
      Народное ополчение Минина и Пожарского.
      Воцарение династии Романовых.
      Расцвет сословно-представительной монархии.
      Восстановление хозяйства после "смуты".
      Городские восстания.
      Восстание Степана Разина.
      Борьба за присоединение Украины и выход к Балтийскому морю.
      Культура Российского государства в XVII в.

    7. Рождение империи Петра Великого. Конец XVII в. - первая четверть XVIII в.
      Первые годы правления Петра I.
      Азовские походы и "Великое посольство".
      Реформы в экономике России в первой четверти XVIII в.
      Финансовая политика.
      Реорганизация системы государственного управления.
      Церковь и ликвидация патриаршества.
      Создание регулярной армии и флота.
      Стрелецкое восстание 1698 г.
      "Дело царевича Алексея".
      Астраханское восстание.
      Восстание под руководством К. Булавина.
      Основные направления внешней политики в эпоху Петра I.
      Северная война.
      Реформы в сфере образования и культуры.

    8. Российская империя в XVIII в. 1725 - 1801 гг.
      Эпоха дворцовых переворотов и реформы государственного аппарата.
      Правление Екатерины II.
      Социально-экономическое развитие России в XVIII в.
      Общественно-политическая жизнь и социальные движения.
      Масонство.
      Н.И.Новиков.
      А.Н.Радищев.
      Крестьянская война 1773 - 1775 гг.
      Внешняя политика в XVIII в.
      Русско-турецкие войны.
      Раздел Польши.
      Россия и Великая французская революция.
      Русская культура в XVIII в.

    9. Россия в первой половине XIX в. 1801 - 1856 гг.
      Эволюция государственно-политической и правовой системы России.
      Деятельность М.М. Сперанского.
      Экономическое развитие и социальные отношения.
      Общественное движение в первой половине XIX в.
      Декабристы.
      Славянофилы и западники.
      Внешняя политика в первой половине XIX в.
      Отечественная война 1812 г.
      Крымская война.
      Образование.
      Культура.

    10. Россия после 1861 г.: реформы и контрреформы.
      Реформы Александра II и контрреформы в правление Александра III.
      Экономика и общество в пореформенный период.
      Консервативное, либеральное и революционное движение.
      Народники и социал-демократы.
      Внешняя политика второй половины XIX в. и "восточный вопрос".
      Реформы в сфере образования.
      Достижения российской нации и культуры.

    11. Эпоха российских революций 1895 - 1917.
      Кризис самодержавия в Правлении Николая II.
      Деятельность государственной Думы.
      Промышленный подъем начала XX в. и реформы П.А. Столыпина.
      Революционное движение и политические партии.
      Революция 1905 - 1907 гг.
      Свержение самодержавия в феврале 1917 г.
      Внешняя политика в начале XX-го столетия.
      Русско-японская война.
      Россия в первой мировой войне.
      Наука, образование и культура в эпоху русских революций.

    12. От февраля до Октября 1917г.
      Россия после февраля: перспективы общественного развития и расклад политических сил.
      Нарастание революционной стихии.
      Июльские события и поляризация политических сил.
      "Корниловщина".
      Курс большевиков на вооруженное восстание.
      Октябрьский переворот в Петрограде и формирование новой власти.

    13. Гражданская война и военная интервенция.
      Первые декреты Советской власти в разгон Учредительного собрания.
      Создание добровольческой Красной Армии и Флота.
      Вооруженные формирования против советской власти.
      Сражения с австро-венгерскими войсками.
      Военные действия в 1918, 1919 гг.
      Политика "военного коммунизма".
      Разгром армии Колчака, Деникина, Юденича.
      Кризис политики "военного коммунизма" и антибольшевистские восстания.
      Культура, наука и искусство в 1918 - 1921 гг.

    14. Новая экономическая политика 1971 - 1927 гг.
      Создание Союза ССР (1922 г.).
      Становление однопартийной государственной системы.
      Внутрипартийная борьба.
      Формализация власти Советов.
      Экономические реформы в период НЭПа.
      Социально-экономичес­кие итоги нэпа.
      Общественно-политическое развитие и общественная мысль.
      Особенности внешней политики.
      Культурная революция.

    15. Форсированное строительство государственного социализма. 1928 - 1939 г.
      Индустриализация.
      Первые пятилетки.
      Коллективизация.
      Результаты форсированного развития.
      От чрезвычайных мер к тоталитарному государству.
      Идеологизация общественной жизни.
      Общественные организации в движении.
      Внешняя политика.
      Культура в 30-е годы.
      Что же было построено?

    16. Советский Союз в годы второй мировой войны 1939 - 1945 гг.
      Начало второй мировой войны.
      Нападение Германии и ее союзников на СССР.
      Переход экономики СССР на военные рельсы.
      Московская битва.
      Укрепление антигитлеровской коалиции.
      Поражения 1942 г.
      Сталинградская битва.
      Курская битва.
      Коренной перелом в войне.
      Победы Красной Армии в 1944 г.
      Открытие союзниками второго фронта.
      Освобождение Европы от нацизма.
      Потсдамская конференция.
      Разгром Японии.
      Экономика, наука, техника в годы войны.

    17. Первое послевоенное десятилетие. 1945 - 1955 гг.
      Укрепление личной власти Сталина.
      Усиление репрессивного аппарата и номенклатуры.
      Репрессии конца 40-х начала 50-х годов.
      XIX съезд ВКП(б).
      Смерть Сталина и борьба за власть между наследниками Сталина.
      Поражение Берии, возвышение Хрущева.
      Сложности перевода экономики на гражданские рельсы.
      Экономический подъем конца 40-х начала 50-х годов.
      Холодная война.
      Культура первого послевоенного десятилетия.

    18. Страна после XX съезда КПСС 1956 -1964 гг.
      Борьба Хрущева за власть со своими бывшими союзниками.
      Попытка активизировать политическую и экономическую жизнь страны.
      Реформы в партии и экономике.
      Успехи науки и промышленности.
      Мирное сосуществование успехи и противоречия.
      Карибский кризис 1962 г.
      "Оттепель" в культуре и искусстве.

    19. Советский Союз в 1965 - 1984 гг.
      Завершение партийно-номенклатурной бюрократизации страны.
      Попытки реформ второй половины 60-х годов.
      Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 60-х - середине 80-х гг.
      Политика разрядки: надежды и результаты.
      Отношения с Западом.
      Региональные конфликты.

    20. Культура эпохи "застоя"
      СССР в годы перестройки.
      Россия после государственного переворота.
      Крушение СССР.
      1985 - 1998 гг.
      "Революционные" действия Горбачева.
      Реформы в экономике и политике.
      Новые движения в партии.
      Нарастание экономического кризиса.
      Курс на примирение с Западом.
      "Свобода" в культуре.
      Провал августовского путча.
      Демократы у власти.
      Всеобъемлющий кризис.

назад


МАТЕМАТИКА
    1. Арифметические действия с рациональными числами:
      - основное свойство обыкновенных дробей, сокращение дробей;
      - приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю;
      - сложение и вычитание обыкновенных дробей;
      - умножение и деление обыкновенных дробей;
      - приведение смешанного числа к неправильной дроби;
      - десятичные числа и действия над ними.

    2. Свойства степени и корня:
      - степень с натуральным показателем;
      - степень с целым показателем;
      - степени с рациональным показателем, их вычисление;
      - корни n-ой степени, их вычисление, свойства и тождественные преобразования.

    3. Тождественные преобразования:
      - порядок выполнения арифметических действий;
      - формулы сокращенного умножения;
      - модуль действительного числа.

    4. Решение линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений:
      - основные свойства уравнений;
      - формулы дискриминанта и корней квадратных уравнений;
      - приведение к общему знаменателю арифметических дробей;
      - область допустимых значений.

    5. Решение линейных, квадратных и дробно-рациональных неравенств:
      - основные свойства неравенств;
      - графический способ решения квадратных неравенств;
      - решение квадратных и дробно-рациональных неравенств методом интервалов.

    6. Понятие функциональной зависимости:
      - линейная функция, её свойства и график;
      - степенная функция, её свойства и график;
      - показательная функция, её свойства и график;
      - логарифмическая функция, её свойства и график.

    7. Показательные уравнения и неравенства:
      решение простейших показательных уравнений и неравенств.

    8. Логарифмические уравнения и неравенства:
      - область допустимых значений логарифмических уравнений и неравенств;
      - решение простейших логарифмических уравнений и неравенств.

    9. Геометрия на плоскости:
      - теорема Пифагора;
      - многоугольники и их свойства;
      - правильные многоугольники, формулы сторон правильных многоугольников через радиусы описанной и вписанной окружностей;
      - вычисление площадей многоугольников.

    9. Окружность, круг:
      - радиус, диаметр, хорда;
      - формулы длины окружности и площади круга.

    назад


    ФИЗИКА


    Механика
        Механика. Кинематика
        Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Сложение скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени в равномерном и равноускоренном движении. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

        Механика. Основы динамики
        Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Момент силы. Третий закон Ньютона. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения, коэффициент трения скольжения. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Движение тела под действием силы тяжести. Движение искусственных спутников. Невесомость.

        Механика. Законы сохранения в механике
        Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

        Механика. Жидкость и газы
        Давление. Закон Паскаля для жидкостей и газов. Сообщающиеся сосуды. Принцип устройства гидравлического пресса. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Архимедова сила для жидкостей и газов. Условия плавания тела.

    Молекулярная физика. Тепловые явления.
        Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории. Масса и размер молекул. Броуновское движение. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температурная шкала. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева- Клапейрона), молярная газовая постоянная. Изотермический, изохорный, изобарный процессы. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Работа в термодинамике. Закон сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики). Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс. Необратимость тепловых процессов. Принцип действия теплового двигателя. КПД теплового двигателя и его максимальное значение. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Механиче-ские свойства твердых тел. Упругие деформации.

    Основы электродинамики
        Основы электродинамики. Электростатика
    Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Электрическое поле точечного заряда. Поле равномерно заряженного шара. Поле равномерно заряженной бесконечно большой плоскости. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Работа электростатического поля при перемещении заряда. Разность потенциалов. Потенциал электрического поля, создаваемого точечным зарядом. Потенциальная энергия взаимодействия двух точечных зарядов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

        Основы электродинамики. Законы постоянного тока
    Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Последовательное и параллельное соединение источников. Работа и мощность тока. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза.

        Основы электродинамики. Магнитное поле
    Магнитное взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Закон Ампера. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Ферромагнетизм. Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

    Колебания и волны
        Колебания и волны. Механические колебания и волны
        Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Математический маятник. Период колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука и высота тона.

        Колебания и волны. Электромагнитные колебания и волны
    Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращение энергии в колебательном контуре. Вынужденные электрические колебания. Переменный электрический ток. Электромагнитные волны. Скорость их распространения. Свойства электромагнитных волн.

    Оптика
        Прямолинейное распространение света. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Линза. Фокусное расстояние линзы.     Построение изображений в плоском зеркале и линзах. Когерентность. Интерференция света и ее применение в технике. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.

    Элементы теории относительности
        Принцип относительности Эйнштейна. Скорость света в вакууме как предельная скорость передачи сигнала. Связь между массой и энергией.

    Квантовая физика
        Световые кванты
        Фотоэффект и его законы. Кванты света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Постоянная Планка. Применение фотоэффекта в технике.

    Атом и атомное ядро
        Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Непрерывный и линейчатый спектры. Спектральный анализ. Лазер. Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Радиоактивность. Альфа- и бета-частицы, гамма-излучение. Методы регистрации ионизирующих излучений. Деление ядер урана. Термоядерная реакция. Биологическое действие радиоактивных излучений.

    назад


    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


    РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
        Обществознание в Древнем мире. Мыслители древней Индии об обществе и человеке. Воззрения брахманизма и буддизма. Древнекитайские мыслители о человеке и обществе. Позиции конфуцианства и даосизма. Античные философы об обществе и государстве. Взгляды Платона и Аристотеля.
        Развитие обществознания в Новое время. Теория общественного договора, объясняющая происхождение и сущность государства, в трудах Т. Гоббса и Д. Локка. Трудовое общество А. Смита. Утопические учения о будущем. Сен-Симон. Ш. Фурье. Р. Оуэн. Учение об обществе Г. Гегеля. Возникновение и развитие социологии в XIX веке. О. Конт. Г. Спенсер. Марксистское учение об обществе.
        Развитие обществознания в XX веке. Социология М. Вебера. Исторический процесс с точки зрения А. Тойнби, У. Ростоу, О. Тоффлера.
        Науки, направленные на изучение общества. История. Социальная философия. Философия истории. Социология. Футурология. Частные общественные науки. Экономическая наука. Политология. Правоведение. Культурология. Другие общественные науки. Особенности общественных наук.

    ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
        Понятие общества. Основные признаки общества. Соотношение понятий "страна", "государство", "общество".
        Общество как система. Соотношение понятий "система", "элемент", "структура". Различные подходы к анализу общества как системы.
        Человек как основной элемент в системе общества. Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность".
        Социальные действия, связи, взаимодействия и отношения. Типология социальных отношений.
        Социальные группы и общности. Классификация социальных групп и социальных общностей.
        Социальные институты. Признаки социальных институтов. Виды социальных институтов.
        Деятельность. Социальная деятельность. Основные типы общественной деятельности. Общество как система, включающая в себя четыре основные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.
        Развитие общества, его факторы и движущие силы. Прогресс и регресс. Социальный прогресс. Социальный регресс. Основные формы социального прогресса. Особенности реформистского и революционного путей развития. Вопрос о "цене" прогресса. Какому пути социальных преобразований отдать предпочтение?


    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
        Экономическая жизнь общества, её основные проявления. Взаимосвязь и взаимодействие в экономической системе общества производства, распределения, обмена и потребления различного рода предметов и услуг.
        Факторы производства. Земля, труд, капитал как факторы производства. Роль предпринимательства в производстве.
        Собственность, её формы. Характерные черты государственной, частной и коллективной собственности, их распространённость и роль в современной экономике.
        Рынок. Виды специализированных рынков. Классификация рынков по объектам купли-продажи, по типу конкуренции, существующей в обществе, по территориальному признаку. Рыночные отношения в современной экономике. Действие закона стоимости и закона спроса и предложения. Значение рыночных механизмов в экономической жизни общества.
        Государство как фактор экономической жизни. Роль государства в регулировании рыночной экономики. Основные способы влияния государства на экономику.


    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
        Социальная жизнь общества, её наиболее важные проявления. Социализация. Институционализация. Девиантное поведение. Девиантное поведение позитивной направленности. Девиантное поведение негативной направленности. Социальный контроль.
        Социальная стратификация. Экономическая стратификация. Политическая стратификация. Образовательная стратификация. Профессиональная стратификация. Основные исторические типы социальной стратификации.
        Социальная мобильность. Горизонтальная мобильность. Вертикальная мобильность. Межпоколенная мобильность. Исторические типы социальной мобильности.
        Социальный статус личности. Предписанный социальный статус. Приобретённый социальный статус. Смешанный социальный статус. Социальный статус социальной группы. Социальная роль. Социальный престиж. Авторитет.
        Социальная политика государства. Её основные задачи. Концепция социального государства, её отличие от традиционных либеральных взглядов, отрицающих вмешательство государства в сферу распределения доходов, экономику и культуру, так и от уравнительных вульгаризированных коммунистических воззрений, выражающих надежду достичь всеобщего благосостояния за счёт преимущественно уравнительного перераспределения благ.


    ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
        Политическая система общества, её основные элементы. Политические организации. Политические отношения. Комплекс нормативных установлений. Политическое сознание и политическая культура.
        Государство. Признаки государства. Классификация органов государственной власти. Функции государства. Формы государства. Формы государственного управления. Формы государственного устройства. Политические режимы.
        Демократический режим власти. Авторитарный режим власти. Тоталитарный режим власти. Политический режим, способствующий в современных условиях более быстрому прогрессу общества.
        Политическая партия. Важнейшие признаки партии. Функции партии. Многопартийность, её роль в политической жизни. Классификация политических партий. Различие партий в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности, по характеру членства, по характеру целей и отношению к существующему общественному строю, по месту в политическом спектре общества, в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти. Понятие партийной системы. "Правила игры" в условиях многопартийности.
        Государство и гражданское общество. Становление и перспективы развития гражданского общества. Структура гражданского общества. Характер связи между субъектами гражданского общества.
        Право. Основные виды права. Гражданское право, Трудовое право. Конституционное право. Административное право. Уголовное право. Процессуальное право. Семейное право. Роль права в жизни общества.
        Правовое государство. Основные признаки правового государства.
        Права человека в правовом государстве. Классификация прав личности. Гражданские (личные) права. Политические права. Экономические права. Социальные права. Культурные права. Экологические права.


    ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
        Культура. Материальная культура. Духовная культура. Социальные ценности. Социальные нормы. Понятие нормативной культуры. Культурная жизнь общества, её основные проявления. Важнейшие социальные институты культуры. Основные социальные формы существования культуры. Культура массовая и элитарная.
        Наука. Отличие научного познания от обыденного. Цель научного познания. Различные подходы к классификации наук. Различие наук по предметному своеобразию, по непосредственному отношению к практике, по глубине постижения действительности. Роль науки в развитии общества. Культурно-мировоззренческая функция науки. Функция науки как непосредственной производительной силы. Функция науки как социальной силы.
        Искусство, его сущность. Понятие "эстетического". Основные виды искусства. Особенности музыкального, изобразительного, "технического", декоративно-прикладного и других видов искусства. Функции искусства в обществе. Искусство как средство познания, формирования ценностей, социальной памяти, воспитания. Эстетическая функция искусства.
        Религия, её сущность. Мировые религии. Особенности буддизма, христианства и ислама. Социальные функции религии.
        Мораль, её сущность. Отличие морали от права. Структура морали. Моральные ценности. Прямые нормы поведения. Морально-психологические механизмы самоконтроля личности. Общечеловеческое ядро морали, его содержание. Особенности морали отдельных социальных групп. Значение мо-рального сознания.


    ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
        Понятие цивилизации. Унитарный подход к пониманию цивилизации. Стадиальный подход к пониманию цивилизации. Особенности локально-исторического подхода к пониманию цивилизации.
        Цивилизационный подход к изучению общественной жизни. Его отличие от других подходов (например, формационного). Три варианта цивилизационного подхода: локально-исторический, историко-стадиальный, всемирно-исторический. Их применение в исследованиях по исторической и культурно-исторической типологии общественного развития.
        Цивилизации Древнего мира. Шумерская, Древнеегипетская, Вавилонская, Ассирийская и другие цивилизации этого периода. Их своеобразие.
        Древние цивилизации Европы. Древнегреческая цивилизация. Цивилизация эллинизма. Древнеримская цивилизация. Их особенности.
        Европейская средневековая цивилизация. Преобладание доиндустриальной, аграрной экономики, имевшей феодальный характер. Наличие сословий. Крестьянство, рыцарство, духовенство - основные сословия средневекового общества. Важная роль королевской власти и церкви. Развитие городов в условиях Средневековья.
        Европейская цивилизация в период перехода к индустриальной фазе развития. Формирование новых отношений и ценностей. Пример Англии, которая превратилась в настоящий образец для Европы и всего мира.
        Цивилизация Востока. Наиболее значительные особенности этой цивилизации на примере развития Индии, Китая и Японии до XVII века.
        Цивилизация России. Наиболее важные цивилизационные формы в истории России от её истоков до начала XX века: Древняя Русь; Московская Русь; Российская цивилизация. Цивилизационное развитие России в XX веке.
        Современные цивилизации. Попытки решения вопроса об их количестве и составе. Позиция американского учёного С. Хантингтона, выделявшему в 1993 году в современном мире 7-8 различных цивилизаций.
        Научно-техническая революция, её основные направления. Экономические, социальные, политические, экологические, культурные и др. последствия научно-технической революции. Последствия, имеющие позитивный характер. Последствия, имеющие негативный характер.
        Глобальные проблемы современности: экологическая, бедных и богатых стран, роста населения планеты при ограниченности её ресурсов, ограничения темпов общемирового экономического роста, предотвращения термоядерной войны или применения других средств массового поражения и многие другие. Пути их решения.


    назад


    ИНФОРМАТИКА


    1. Информация и ее представление средствами языка
    1.1. Понятие информации, ее виды и свойства
        Роль информации в жизни общества. Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Текстовая и графическая информация. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина "информация". Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование информации. Кодирование информации. Системы счисления. Понятие двоичного кодирования. Измерение количества информации. Единицы количества информации.
      Абитуриенты должны уметь:
    • определять количество информации в конкретных сообщениях (при заданном способе кодирования);
    • определять объем памяти ЭВМ, необходимый для хранения данной информации.

    1.2. Организация вычислений с помощью компьютера (программное обеспечение ПЭВМ)
        Структура программного обеспечения ПЭВМ. Прикладные задачи и программное обеспечение для их решения. Программное обеспечение - "электронные таблицы". Понятие электронной таблицы. Типы ячеек электронной таблицы. Заполнение электронной таблицы данными и формулами. Основные операции, допускаемые электронными таблицами.
      Абитуриенты должны уметь:
    • определять виды программного обеспечения, необходимого для решения поставленной конкретной задачи;
    • размещать информацию в электронной таблице;
    • решать простейшие "хорошо" поставленные вычислительные задачи с помощью электронных таблиц.

    1.3. Обработка текстов и изображений с помощью компьютера
        Текстовый редактор: его назначение и основные функции. Работа с текстовым редактором. Машинная графика; графический экран; система координат; цвет; графические примитивы; важнейшие операции редактирования изображений.
      Абитуриенты должны уметь:
    • работать с конкретным текстовым редактором;
    • пользоваться конкретным графическим редактором при построении простейших изображений.

    2. Алгоритмы как средство решения задач с помощью компьютера
    2.1. Алгоритмы и исполнители
        Понятие алгоритма. Понятие исполнителя алгоритма. Допустимые действия исполнителя. Понятие достижимых целей исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Имитация допустимых действий исполнителя на компьютере. Переменные и действия с ними.
      Абитуриенты должны уметь:
    • распознавать, подходит ли данный исполнитель для решения задач из данного класса;
    • определять примерный набор допустимых действий для решения данного класса задач;
    • работать с исполнителями, имитируемыми на ЭВМ, поручая им выполнение отдельных команд и линейных программ.

    2.2. Алгоритмические конструкции
        Понятие линейного алгоритма. Понятие ветвления. Применение алгоритмов с ветвлениями. Описание ветвлений с помощью блок-схемы. Понятие цикла. Типы циклов: цикл с проверкой в начале (предусловие), цикл с проверкой в конце (постусловие), цикл с параметром.
        Понятие вспомогательного алгоритма, заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма. Внутренние и внешние (локальные и глобальные) переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов.
      Абитуриенты должны уметь:
    • записывать разветвляющиеся алгоритмы, не допуская двусмысленности записи (от учащихся не требуется строгого соблюдения какой-либо жестко фиксированной формы записи, но требование отсутствия двусмысленности обязательно, в частности, из записи алгоритма должно быть понятно, где начинается и кончается ветвление);
    • записывать циклические алгоритмы, не допуская двусмысленности записи (так, из записи алгоритма должно быть понятно, из каких действий состоит тело цикла, где начинается и кончается цикл);
    • использовать готовые вспомогательные алгоритмы при составлении алгоритмов;
    • использовать простейшие приемы отладки разветвляющихся и циклических программ, а также программ, содержащих подпрограммы.

    3. Основы языка программирования
        Язык программирования как одно из средств "общения" с компьютером. Реализация основных способов организации действий в языке программиро-вания, реализация в нем основных способов организации данных.
      Абитуриенты должны уметь:
    • переводить разработанные алгоритмы на язык программирования;
    • записывать операции ввода исходных данных и вывода результатов;
    • программировать алгоритмы линейной структуры;
    • программировать алгоритмы разветвляющейся структуры;
    • программировать циклические алгоритмы;
    • программировать алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов;
    • выполнять операции с текстовыми величинами;
    • проводить вычислительный эксперимент с готовой программой, написанной на языке программирования.

    4. Основы вычислительной техники
        Функциональная организация компьютера. Аппаратный состав ПЭВМ Управление памятью и внешними устройствами. Представление информации в компьютере. Переработка информации в ЭВМ. Микропроцессорные средства и системы. Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР), АСУ, автоматизированных рабочих местах (АРМ).
      Абитуриенты должны уметь:
    • пользоваться внешними устройствами хранения информации, печатающими устройствами.
    • форматировать дискеты в одной из операционных систем.
    • выполнять элементарные файловые операции по чтению, копированию, перемещению, удалению и поиску файлов в одной из известных абитуриенту операционных систем.

    5. Сетевые компьютерные технологии
        Основы архитектуры компьютерных сетей. Назначение компьютерных сетей. Основы работы в локальной сети и Internet.
      Абитуриенты должны знать:
    • что компьютерные сети призваны передавать и перерабатывать информацию, циркулирующую между локальными компьютерами;

    • Абитуриенты должны понимать:
    • что для подключения компьютера к сети необходимо определенное аппаратное, программное и организационное обеспечение.
    • назначение и возможности всемирной сети Internet.

    Литература
      Основная
    • 1. Айламазян, А.К. Информатика и теория развития /А.К. Айламазян, Е.В. Стась - М.: Наука, 1992.
    • 2. Аладьев, В.З. Основы информатики: учебное пособие /В.З. Аладьев, Ю.Я. Хунт, М.Л. Шишаков. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Филинъ, 1999.
    • 3. Боглаев, Ю. П. Вычислительная математика и программирова-ние /Ю.П. Боглаев. - М.: Высшая школа, 1990. - 544 с.
    • 4. Могилев, А.В. Информатика /А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннекер. - М.: ACADEMA, 2000.

    • Дополнительная
    • 1. Абрамов, С.А. Начала информатики /С.А. Абрамов, Е.В. Зима. -М.: Наука. 1989. - 256 с.: ил.
    • 2. Власов, В.К. Элементы информатики /В.К. Власов, Л.Н. Королев, А.Н. Сотников. - М.: Наука, 1988. - 320 с.: ил.
    • 3. Глушаков, С. В. Персональный компьютер: настольная книга пользователя: учебный курс /С.В. Глушаков. - Харьков: Фолио, 2002. - 503 с.
    • 4. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Изд.7-е,-М.: Инфра-М, 1997, - 640 с.
    • 5. Шемакин, Ю.И. Введение в информатику /Ю.И. Шемакин. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 190 с.: ил.

    назад


    ЭЛЕКТРОПРИВОД И АВТОМАТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ УСТАНОВОК
    И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
    180400


    Раздел 1. Электротехника
    1.1. Основные законы и методы расчета электрических цепей постоянного тока
      Основные понятия и определения.
      Элементы электрических цепей и схем.
      Схемы замещения источников энергии.
      Закон Ома для участка цепи с ЭДС.
      Баланс мощности для простой неразветвленной цепи.
      Законы Кирхгофа и их применение.
      Топологические графы.
      Законы Кирхгофа в матричной форме.
      Метод узловых потенциалов.
      Метод контурных токов.
      Уравнения цепи в матричной форме.
      Преобразования в линейных электрических схемах.
    1.2. Основные свойства электрических цепей постоянного тока
      Принцип наложения.
      Свойство взаимности.
      Входные и взаимные проводимости, коэффициенты передачи.
      Общие замечания о двухполюсниках и многополюсниках.
      Линейные соотношения между напряжениями и токами.
      Теорема о взаимных приращениях токов и напряжений.
      Метод эквивалентного генератора.
      Передача энергии от активного двухполюсника к пассивному.
    1.3. Основные понятия о цепях переменного тока
      Принцип получения синусоидальных ЭДС, переменные напряжения и токи.
      Источники синусоидальных ЭДС и токов.
      Действующие и средние значения синусоидальных ЭДС и токов.
      Изображение синусоидальных ЭДС, напряжений и токов с помощью вращающихся векторов на комплексной плоскости.
      Использование формулы Эйлера для представления синусоидальных величин комплексами.
      Векторные диаграммы.
      Установившийся синусоидальный ток в цепи с последовательным соединением элементов r, L и С.
      Установившийся синусоидальный ток в цепи с параллельным соединением участков g, L и С.
      Активные, реактивные и полные мощности.
      Мгновенная мощность в цепи синусоидального тока.
      Эквивалентные преобразования в цепи переменного тока, рассматриваемой как двухполюсник при заданной частоте.
    1.4. Методы расчета электрических цепей переменного тока
      О применении методов расчета цепей постоянного тока к расчетам цепей синусоидального тока.
      Комплексный метод.
      Комплексные сопротивления и проводимость.
      Выражение законов Ома и Кирхгофа в комплексной форме.
      Мощность в комплексной форме.
      О расчете сложных цепей.
      Расчет линейных цепей переменного тока при действии в них источников разных частот.
      Расчет цепей при наличии взаимной индукции.
      Трансформатор с линейными характеристиками.
      Идеальный трансформатор.
      Баланс мощностей в сложной цепи.
    1.5. Резонансные явления и частотные характеристики
      Резонанс в случае последовательного соединения элементов r, L, C.
      Частотные характеристики цепи с последовательным соединением элементов r, L, C.
      Резонанс при параллельном соединении элементов g, L, C.
      Частотные характеристики цепи с параллельным соединением элементов g, L, C.
      Частотные характеристики цепей, содержащих только реактивные элементы.
      Частотные характеристики цепей в общем случае.
      Резонанс в индуктивно-связанных контурах.
      Практическое значение явления резонанса в электрических цепях.
    Раздел 2. Электропривод
    2.1. Общие понятия
      Определение понятия "электропривод".
      Требования, предъявляемые к электроприводу.
      История развития электропривода и роль ученых России.
      Значение электропривода.
      Основные направления и проблемы в развитии современного автоматизированного электропривода.
    2.2. Механика электропривода
      Общие сведения о механической части электропривода.
      Приведение моментов и сил сопротивления, инерционных масс и моментов инерций.
      Типовые статические нагрузки.
      Основное уравнение движения механической части электропривода.
      Время ускорения и замедления привода.
      Понятие о наивыгоднейшем передаточном числе.
      Графо-аналитические методы интегрирования уравнения движения электропривода.
    2.3. Механические характеристики электроприводов
      Общие сведения о механических характеристиках и установившийся режим работы электропривода.
      Понятие о жесткости механических характеристик.
      Механические и электромеханические характеристики двигателей постоянного тока независимого возбуждения.
      Естественные и искусственные характеристики.
      Режимы работы двигателей.
      Характеристики двигателей при ослаблении магнитного потока.
      Механические и электромеханические характеристики двигателей постоянного тока последовательного возбуждения.
      Естественные и искусственные характеристики.
      Универсальные характеристики.
      Режимы работы двигателей.
      Методы расчета искусственных характеристик двигателей.
      Характеристики двигателей при наличии шунтирующих цепей.
      Особенности электромеханических свойств двигателей постоянного тока смешанного возбуждения.
      Механические и электромеханические характеристики асинхронных двигателей.
      Естественные и искусственные характеристики двигателей.
      Режимы работы асинхронных двигателей.
      Симметричные и несимметричные режимы.
      Механическая и угловая характеристики синхронного двигателя.
      Пусковой и тормозные режимы синхронных двигателей.
      Синхронный двигатель как источник реактивной мощности.

    назад


    ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
    200400

    общие вопросы
    1. Дайте классификацию программных средств ПЭВМ и их краткую арактеристику.
    2. Назовите способы включения и выключения ТИРИСТОРА.
    3. Дайте понятие переменной. Атрибуты переменной. Приведите примеры задания переменных на удобном для Вас алгоритмическом языке.
    4. Охарактеризуй re полупроводники с СОБСТВЕННОЙ, ЭЛЕКТРОН-НОЙ, ДЫРОЧНОЙ электропроводностью.
    5. Охарактеризуйте назначение программных пакетов "электронные таблицы".
    6. Что такое р-n переход ?
    7. Классифицируйте ЭВМ по поколениям и кратко их охарактеризуйте.
    8. Сложите двоичное число 111111 и десятичное число 213. Результат представьте в виде шестнадцатеричного числа.
    9. Нарисуйте вольт-амперную характеристику р-n перехода.
    10. Опишите устройство и назначение выпрямительного ДИОДА.
    11. Дайте понятие алгоритма, опишите свойства алгоритмов.
    12. В чем преимущество составления документов в текстовых редакторах ПЭВМ по сравнению с механической печатной машинкой?
    13. Опишите назначение, и нарисуйте вольт-амперную характеристику СТАБИЛИТРОНА.
    14. Каково назначение операционной системы ЭВМ? Назовите примеры известных Вам операционных систем ЭВМ.
    15. Опишите устройство и назначение БИПОЛЯРНОГО ТРАНЗИСТОРА.
    16. Дайте классификацию программных средств ПЭВМ и их краткую характеристику.
    17. Каково назначение графических редакторов ПЭВМ? Какие типовые действия они реализуют?
    18. Каково назначение ОПЕРАЦИОННОГО УСИЛИТЕЛЯ?
    19. Сложите двоичное число 01010 и шестнадцатеричное число ООВА Результат представьте в десятичном виде
    20. Назовите виды преобразователей электрической энергии и кратко охарактеризуйте каждый из них.
    21. Основные модули ПЭВМ 1ВМ РС и их краткая характеристика
    22. Дайте понятие разветвляющегося вычислительного процесса Приведите примеры управляющих конструкций для его реализации (в виде блок-схем) и соответствующие им операторы на примере любого алгоритмического языка
    23. Для чего применяется операция "форматирование дисков"? Приведите пример подачи команды по выполнению этой операции (применительно к удобной для Вас ЭВМ).
    24. Классифицируйте ЭВМ по поколениям и кратко их охарактеризуйте.
    математика
    25. Найти гипотенузу прямоугольного треугольника с катетами а = 3 см; b = 4 см?
    26. Решите уравнение: 55-6х / 52= 59.
    27. Решите уравнение: 2х - 3 + 4(х - 1) = 5.
    28. Чему равна площадь параллелограмма с высотой 2 и основанием 5?
    29. Чему равна площадь круга диаметром 10 см?
    30. Упростите выражение: cos2x + sin2x.
    31. Чему равна длинна окружности с радиусом 5 см?
    32. Решите уравнение: 2х3 - 16 = 0.
    33. Чему равен объем куба со стороной а?

    назад


    ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
    120100

    общие вопросы
    1. Что понимается под способностью материала сохранять форму, размеры после действия нагрузки?
    2. Что понимается под способность материала сопротивляться деформации или разрушению под действием нагрузок?
    3. Какие материалы обозначаются буквами "СЧ"?
    4. Что обозначают цифры в маркировке ковкого чугуна КЧ37-12?
    5. Если в обозначении марки стали (пример У8А) находится буква А, то что это означает?
    6. Что означает буква Х в маркировке стали ХГС?
    7. Что означает наличие в конце марки стали аббревиатуры "кп"?
    8. Сплав ВТ14, это что за материал?
    9. Если в сплаве железо-углерод содержание углерода более 2 %, то к какой группа материалов он относится?
    10. К какой группе сталей относится "Сталь 3"?
    11. Если в сплаве железа с углеродом, где углерода менее 2 %, то к какой группе материалов он относится?
    12. Что называется технологическим процессом?
    13. Что называется рабочим ходом?
    14. Что называется законченной частью технологического процесса, выполняемой непрерывно на одном рабочем месте над одной заготовкой?
    15. Что называется вспомогательным ходом?
    16. Что называется припуском на обработку?
    17. Какое движение является главным движением резания при фрезеровании?
    18. Какое движение является главным движением резания при точении?
    19. Какое фрезерование называется попутным?
    20. Скольких степеней свободы лишает заготовку одна опорная точка?
    21. В каких единицах измеряется глубина резания?
    22. Сколько степеней свободы необходимо твердому телу для придания определенного положения в пространстве?
    23. В каких единицах измеряется подача?
    24. Что называется посадкой?
    25. В каких единицах измеряется скорость резания?
    26. В каких единицах измеряется частота вращения?
    27. Что называют допуском?
    28. Что понимается под вспомогательным переходом?
    29. Какие процессы лежат в основе обработки металлов давлением?
    30. Какой способ получения отливок является универсальным?
    математика
    1. Решите уравнение: 55-6х / 52= 59.
    2. Чему равен радиус шара, если он описан вокруг равнобедренного прямоугольного треугольника с гипотенузой 10 см?
    3. Чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами: а = 3 см и b = 4 см?
    4. Чему равна высота равностороннего треугольника со сторонами 2 см?
    5. Чему равна площадь параллелограмма с высотой 2 и основанием 5?
    6. Чему равен tg x.
    7. Чему равна площадь круга диаметром 10 см?
    8. Чему равна длинна окружности с радиусом 5 см?
    9. Чему равна площадь треугольника если его основание равно 10 см, а высота проведенная к основанию равна 4 см?
    10. Чему равна площадь прямоугольного равнобедренного треугольника если сторона равна а?
    11. Решите уравнение: cos2x + sin2x + 1
    12. Решите уравнение: 2х3 - 16 = 0.
    физика
    1. Какая сила была приложена к пружине, если под ее воздействием она растянулась на 0,1 м, при коэффициенте жесткости равном 20?
    2. Что называется коэффициентом полезного действия?
    3. Сформулируйте второй, третий законы Ньютона.
    4. С высоты 5 м падает тело весом в 2 кг, какую скорость оно будет иметь в момент столкновения с землей?
    5. На высоте 5 м находится тело весом в 2 кг, какой энергией оно будет обладать?
    6. В цепи постоянного тока последовательно установлены два сопротивления R1 = 1 Ом и R2 = 14 Ом. Определить силу тока при U = 30 В.
    7. Какая работа была произведена, если была затрачено сила величиной в 100 Н на участке в 5 м?
    8. На стол положен груз весом 10 кг. Какая сила сопротивления будет оказана грузу?
    9. Что называется кинетической, потенциальной энергией?
    10. Какую мощность необходимо затратить при совершении работы 100 Дж в течении 10 с?
    11. Сформулируйте закон Гука.
    12. Что называется импульсом?

    назад


    БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОСФЕРЕ
    280101

    общие вопросы
    1. Цели и задачи мониторинга среды обитания.
    2. Системы и средства мониторинга среды обитания.
    3. Естественные источники загрязнения среды обитания.
    4. Искусственные источники загрязнения среды обитания.
    5. Источники, формирующие качество городской среды.
    6. Факторы, формирующие условия труда персонала.
    7. Факторы, формирующие заболеваемость персонала.
    8. Факторы, формирующие заболеваемость населения города (государства).
    9. Причины травматизма на промышленных объектах.
    10. Причины травматизма городского населения.
    11. Причины профессиональной заболеваемости персонала предприятий.
    12. Кривые смертности и рождаемости населения. Основные причины смертности.
    13. Влияние образа жизни на заболеваемость населения.
    14. Проблемы качества питьевой воды. Методы и средства защиты населения.
    15. Автотранспорт как приоритетный источник загрязнения. Методы и средства решения проблемы.
    16. Тепловые электростанции (котельные) как приоритетные источники загрязнения. Методы и средства решения проблемы.
    17. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера.
    18. Причины техногенных аварий и катастроф.
    19. Системы и методы защиты от техногенных аварий и катастроф.
    20. Терроризм как новый фактор риска.
    21. Понятие чрезвычайной ситуации. Виды чрезвычайных ситуаций.
    22. Законодат. регулирование проблем в области охраны окружающей среды.
    23. Законодательное регулирование проблем в области охраны труда.
    24. Законодат. регулирование проблем в области чрезвычайных ситуаций.
    25. Понятие риска.
    26. Понятие среды обитания.
    27. Объектом Вашей будущей профессиональной деятельности являются такие системы как предприятие, город, регион, предметом изучения - риски в этих системах. Укажите, какие виды рисков можно выделить в такой системе как предприятие.
    28. Объектом Вашей будущей профессиональной деятельности являются такие системы как предприятие, город, регион, предметом изучения - риски в этих системах. Укажите, какие виды рисков можно выделить в такой системе как город.
    29. Объектом Вашей будущей профессиональной деятельности являются такие системы как предприятие, город, регион, предметом изучения - риски в этих системах. Укажите, какие виды рисков можно выделить в такой системе как регион.
    30. Что является основной целью безопасности жизнедеятельности как науки?
    математика
    1. Определите длину окружности (C) с радиусом R = 3 см.
    2. Решите уравнение: 23-2x = 2-1
    3. Найти гипотенузу (с) прямоуг. треугольника с катетами а = 5 см и b = 3 см.
    4. Чему равен сtg х.
    5. Решите уравнение: 6х - 7 + 2(х - 3) = 5
    6. Сформулируйте теорему Пифагора, при гипотенузе с и катетах а и b.
    7. Определите объем куба (V) со стороной а = 5 см.
    8. Решите уравнение: 3х + 9 - 4(5х - 2) = 0
    9. Упростите выражение: sin2x + cos2x.
    10. Чему равен tg х.
    11. Решите уравнение: 2х3 - 16 = 0.
    12. Решите уравнение: х3 - 4 = 23.
    13. Найти площадь параллелограмма (S) с высотой h = 6 см и основанием a = 8 см.
    14. Определите площадь круга (S) диаметром d = 4 см.
    15. Раскройте формулу квадрата суммы (a + b)2
    16. Упростите выражение: tg х . сtg х.
    17. Выразите в радианах углы: 900, 1800, 3600.
    18. Определите высоту (h) равностороннего треугольника со сторонами 2 см.
    19. Определите площадь треугольника (S), если его основание равно 10 см, а высота проведенная к основанию равна 3 см.
    20. Решите уравнение: sin2x + cos2x + 1.
    список рекомендуемой литературы
    Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов /С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа, 1999. - 448 с.
    пример билета по собеседованию
    1. Автотранспорт как приоритетный источник загрязнения. Методы и средства решения проблемы.
    2. Законодательное регулирование проблем в области охраны труда.
    3. Что является основной целью безопасности жизнедеятельности как науки?
    4. Определите площадь круга (S) диаметром d = 4 см.
    5. Решите уравнение: 23-2x = 2-1

    назад


    ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ
    220400
    ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (В ЭКОНОМИКЕ)
    654700

    1. Информация и ее представление средствами языка
    1.1. Понятие информации, ее виды и свойства
      Роль информации в жизни общества.
      Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации.
      Текстовая и графическая информация.
      Необходимость применения компьютеров для обработки информации.
      Обыденное и научно-техническое понимание термина "информация".
      Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование информации.
      Кодирование информации.
      Системы счисления.
      Понятие двоичного кодирования.
      Измерение количества информации.
      Единицы количества информации.
      Абитуриенты должны уметь:
      - определять количество информации в конкретных сообщениях (при заданном способе кодирования);
      - определять объем памяти ЭВМ, необходимый для хранения данной информации.
    1.2. Организация вычислений с помощью компьютера (программное обеспечение ПЭВМ)
      Структура программного обеспечения ПЭВМ.
      Прикладные задачи и программное обеспечение для их решения.
      Программное обеспечение - "электронные таблицы".
      Понятие электронной таблицы.
      Типы ячеек электронной таблицы.
      Заполнение электронной таблицы данными и формулами.
      Основные операции, допускаемые электронными таблицами.
      Абитуриенты должны уметь:
      - определять виды программного обеспечения, необходимого для решения поставленной конкретной задачи;
      - размещать информацию в электронной таблице;
      - решать простейшие "хорошо" поставленные вычислительные задачи с помощью электронных таблиц.
    1.3. Обработка текстов и изображений с помощью компьютера
      Текстовый редактор: его назначение и основные функции.
      Работа с текстовым редактором.
      Машинная графика; графический экран; система координат; цвет; графические примитивы; важнейшие операции редактирования изображений.
      Абитуриенты должны уметь:
      - работать с конкретным текстовым редактором;
      - пользоваться конкретным графическим редактором при построении простейших изображений.
    2. Алгоритмы как средство решения задач с помощью компьютера
    2.1. Алгоритмы и исполнители
      Понятие алгоритма.
      Понятие исполнителя алгоритма.
      Допустимые действия исполнителя.
      Понятие достижимых целей исполнителя.
      Примеры алгоритмов и исполнителей.
      Имитация допустимых действий исполнителя на компьютере.
      Переменные и действия с ними.
      Абитуриенты должны уметь:
      - распознавать, подходит ли данный исполнитель для решения задач из данного класса;
      - определять примерный набор допустимых действий для решения данного класса задач;
      - работать с исполнителями, имитируемыми на ЭВМ, поручая им выполнение отдельных команд и линейных программ.
    2.2. Алгоритмические конструкции
      Понятие линейного алгоритма.
      Понятие ветвления.
      Применение алгоритмов с ветвлениями.
      Описание ветвлений с помощью блок-схемы.
      Понятие цикла.
      Типы циклов: цикл с проверкой в начале (предусловие), цикл с проверкой в конце (постусловие), цикл с параметром.
      Понятие вспомогательного алгоритма, заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма.
      Внутренние и внешние (локальные и глобальные) переменные вспомогательного алгоритма.
      Применение вспомогательных алгоритмов.
      Абитуриенты должны уметь:
      - записывать разветвляющиеся алгоритмы, не допуская двусмысленности записи (от учащихся не требуется строгого соблюдения какой-либо жестко фиксированной формы записи, но требование отсутствия двусмысленности обязательно, в частности, из записи алгоритма должно быть понятно, где начинается и кончается ветвление);
      - записывать циклические алгоритмы, не допуская двусмысленности записи (так, из записи алгоритма должно быть понятно, из каких действий состоит тело цикла, где начинается и кончается цикл);
      - использовать готовые вспомогательные алгоритмы при составлении алгоритмов;
      - использовать простейшие приемы отладки разветвляющихся и циклических программ, а также программ, содержащих подпрограммы.
    3. Основы языка программирования
    Язык программирования как одно из средств "общения" с компьютером.
    Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.
    Абитуриенты должны уметь:
    - переводить разработанные алгоритмы на язык программирования;
    - записывать операции ввода исходных данных и вывода результатов;
    - программировать алгоритмы линейной структуры;
    - программировать алгоритмы разветвляющейся структуры;
    - программировать циклические алгоритмы;
    - программировать алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов;
    - выполнять операции с текстовыми величинами;
    - проводить вычислительный эксперимент с готовой программой, написанной на языке программирования.
    4. Основы вычислительной техники
    Функциональная организация компьютера.
    Аппаратный состав ПЭВМ.
    Управление памятью и внешними устройствами.
    Представление информации в компьютере.
    Переработка информации в ЭВМ.
    Микропроцессорные средства и системы.
    Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР), АСУ, автоматизированных рабочих местах (АРМ).
    Абитуриенты должны уметь:
    - пользоваться внешними устройствами хранения информации, печатающими устройствами.
    - форматировать дискеты в одной из операционных систем.
    - выполнять элементарные файловые операции по чтению, копированию, перемещению, удалению и поиску файлов в одной из известных абитуриенту операционных систем.
    5. Сетевые компьютерные технологии
    Основы архитектуры компьютерных сетей.
    Назначение компьютерных сетей.
    Основы работы в локальной сети и Internet.
    Абитуриенты должны знать:
    - что компьютерные сети призваны передавать и перерабатывать информацию, циркулирующую между локальными компьютерами;
    Абитуриенты должны понимать:
    - что для подключения компьютера к сети необходимо определенное аппаратное, программное и организационное обеспечение.
    - назначение и возможности всемирной сети Internet.
    литература
    1. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. Рекомендована управлением общего среднего образования МО и ПО РФ. - М:, Просвещение, 1998 г
    2. Информатика: Учеб. для 10-11 классов/А. Г. Гейн, Е.В. Линецкий, М.В. Сапир, В.Ф. Шолохович.- М.: Просвещение, 1997.
    3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. - Бюлл.: Образование в документах, № 20, 1998, с. 42, 55.
    4. Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта. - Информационный бюллетень комитета образования и науки администрации хабаровского края, № 3, 1997, с.14.
    дополнительная литература
    1. Гейн А.Г. Земля информатика // Информатика.- 1996.- № 20, 22, 24, 26, 37, 40, 43.
    2. Гейн А.Г., Шолохович В.Ф. Преподавание курса "Основы информатики и вычислительной техники" в средней школе.- Екатеринбург: Виктор, 1992.
    3. Информатикак : Учебник. - 3-е перераб. Изд. /Под рук. Проф. Н.В. Макаровой, - М.:ФиС, 2001. - 768с.
    4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. Углубденный курс. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003. - 440с.
    5. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Изд.7-е,-М.: Инфра-М, 1997, - 640 с.

    назад


    СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
    350500

    1. Сущность и функции социальной работы.
    2. Социальная работа и философия.
    3. Социальная работа и социальная история.
    4. Социальная работа и социология.
    5. Социальная работа и психология.
    6. Социальная работа и конфликтология.
    7. Исторические корни и традиции благотворительности в России.
    8. Гуманистические истоки социальной работы.
    9. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.
    10. Правовые основы социальной работы.
    11. Теоретические основы коммуникативной деятельности социального работника.
    12. Структура и функции органов социальной защиты населения.
    13. Принципы социальной работы.
    14. Методы социальной работы.
    15. Управление социальной работой.
    16. Подготовка кадров социальной работы.
    17. Социальная работа с семьей.
    18. Социальная работа в здравоохранении.
    19. Социальная работа и занятость населения.
    20. Социальная работа с малообеспеченными группами населения.
    21. Социальная работа с женщинами.
    22. Социальная работа с молодежью.
    23. Социальная работа с инвалидами.
    24. Социальная работа с пожилыми людьми.
    25. Социальная работа с мигрантами и беженцами.
    26. Социальная работа с военнослужащими.
    27. Социальная работа и межнациональные отношения.
    28. Социальная работа с заключенными.
    29. Социальная работа как профессиональная деятельность.
    30. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника.
    31. Социальное обеспечение, определение, функции.
    32. Технология социальной работы, определение, виды.
    33. Семья и ее влияние на социальную систему общества.
    34. Группы риска (инвалиды, алкоголики, наркоманы, сироты)

    назад


    ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
    080105

    1. Чем вызвана необходимость пользоваться кредитом?
    2. Вставьте пропущенное слово: "Участники полного товарищества солидарно несут … ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества".
    3. Может ли страховая компания застраховать риск неплатежа за поставленный товар?
    4. Что входит в состав кредитно-банковской системы?
    5. Формируется ли уставный фонд биржи за счет паевых взносов будущих членов?
    6. Акция - это ...
    7. Ценные бумаги, приобретенные коммерческой фирмой, могут ли считаться заемными средствами?
    8. Вставьте пропущенное слово: "Банкротом признается фирма, которая не в состоянии удовлетворять требования кредиторов в связи с тем, что ее обязательства превышают стоимость ее …".
    9. Можно ли считать, что бизнесмен - это человек, который заботится об общем благе?
    10. От каких факторов зависит курс акций?
    11. Может ли банк, давший фирме кредит, претендовать на первую очередь в получении своих долгов при ликвидации имущества фирмы, если она признается банкротом?
    12. Облигация - это ...
    13. Какая стоимость используется при начислении амортизации?
    14. Вставьте пропущенное слово: "Реорганизация фирмы в виде разделения осуществляется по решению учредителей или по воле …. ".
    15. Может ли быть увеличен уставный фонд акционерного общества по решению общего собрания акционеров?
    16. Какие из перечисленных документов не являются ценными бумагами?
    17. Имеет ли право фирма сама выбрать банк?
    18. В экономике рыночного типа страхование выступает…
    19. Депозит (вклад) - это …
    20. Вставьте пропущенное слово: "Коммерческая сделка - это соглашение между двумя или несколькими … на поставку товаров, работ, услуг".
    21. Может страховая компания застраховать риск неплатежа за непогашенный кредит?
    22. Что входит в состав финансового рынка?
    23. Достаточно ли определение, что бизнес - это умение делать деньги?
    24. Какие из перечисленных документов являются ценными бумагами?
    25. Страховые посредники - это…
    26. Вставьте пропущенное слово: "По отношению к несостоятельной фирме применяются процедуры реорганизации, … и принудительной ликвидации".
    27. Можно ли филиал коммерческой фирмы считать ее дочерним предприятием?
    28. Что отражает понятие "спрос"?
    29. Может ли по законодательству РФ считаться малым предприятием предприятие торговли, если в нем занято 85 человек?
    30. Вексель - это ...
    31. Что можно отнести к целям фирмы?
    32. Вставьте пропущенное слово: "Аудиторские фирмы осуществляют … бухгалтерскую и финансовую ревизию состояния хозяйственной деятельности фирмы-заказчика".
    33. Может ли цена контракта устанавливаться в свободно конвертируемой валюте?
    34. Какой банк имеет право эмитировать ценные бумаги?
    35. Несет или нет унитарное предприятие ответственность по обязательствам собственника имущества?
    36. Кто оплачивает разницу, возникшую из-за изменения курсов валюты цены и платежа за время исполнения контракта?
    37. Кто оплачивает страховое возмещение при страховом случае?
    38. Товар застрахован на рейс от Одессы до Стамбула. Если судно затонет около пролива Дарданеллы, то получат ли страхователи в этом случае страховую выплату?
    39. Какой показатель используется для начисления налога на прибыль?
    40. Может ли физическое лицо совершать сделки?
    41. Какая функция не относится к финансовой?
    42. Какой документ обосновывает безубыточность бизнеса?
    43. Вставьте пропущенное слово: "Краткосрочные ценные бумаги (казначейские векселя, депозиты, сертификаты и т.п.) называются инструментами … рынка".
    44. Является ли кредит, предоставленный предпринимателю, пассивной операцией коммерческого банка?
    45. Что приводит в движение капитал?
    46. Можно ли считать инвестиционные фонды элементом финансового рынка?
    47. Кто должен возместить убытки, если задержан по вине покупателя перевод средств в уплату за товар?
    48. Тендер - это …
    49. Вставьте пропущенное слово: "Анализ хозяйственной деятельности конкурирующего предприятия - направление научного исследования текущих и стратегических планов … предприятия-соперника".
    50. Может ли страховая компания застраховать риск банка при ипотеке?
    51. Что является основным элементом финансового рынка?
    52. Является ли фондовая биржа посредником между страховой компанией и банком?
    53. Какие из перечисленных документов являются ценными бумагами?
    54. На фондовой бирже осуществляется купля-продажа …
    55. Вставьте пропущенное слово: "Инфраструктура бизнеса охватывает … рынок, товарный рынок, информационный рынок и рынок труда".
    56. Могут ли быть плательщиками налогов иностранные фирмы, функционирующие на территории России?
    57. Какие затраты не относятся к текущим?
    58. Может ли считаться операция по покупке иностранной валюты в обменом пункте сделкой на валютной бирже?
    59. Для характеристики размера предприятия используется …

    назад


    МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
    080507

    1 .Содержание профессиональной деятельности менеджера.
    2. Системы управления организацией. Виды систем управления.
    3. Экономические методы управления. Сущность и содержание экономических методов управления.
    4. Теория мотивации А. Маслоу и ее сущность.
    5. Содержание работ по кадровому планированию в области управлением персоналом.
    6. Способы оценки эффективности управления организацией.
    7. Требования, предъявляемые к современному менеджеру.
    8. Содержание понятия "Стратегический менеджмент".
    9. Организационно - распорядительные (административные) методы управления, их сущность и содержание.
    10. Стили руководства в практике менеджмента.
    11. Функция управления человеческими ресурсами организации.
    12. Методы принятия управленческих решений.
    13. "Ситуационный подход" в практике менеджмента.
    14. Организационные структуры предприятий и их виды.
    15. Сущность и содержание социально-психологических методов управления.
    16. Понятие лидерства. Характерные черты лидера в группе.
    17. Конфликтные ситуации и пути их разрешения.
    18. Сущность понятия "Эффективность управления".
    19. Системный подход в практике менеджмента.
    20. Функции процесса управления и их содержание.
    21. Понятия "внутренней" и "внешней" среды организации.
    22. Мотивация труда. Основные теории мотивации в современном менеджменте.
    23. Неформальные группы и их роль в организациях.
    24. Конфликты в производственной деятельности и их виды.
    рекомендуемая литература
    1. Вихайскнй О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- Изд-во МГУ, - 1995.
    2. Глухов В.Я. Основы менеджмента. Спец. Литература СМБ 1995.
    3. М. Мескон и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

    назад


    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ, АУДИТ
    060500

    1. В какие сроки должна быть разработана учетная политика на вновь созданном предприятии?
    2. Что означает бухгалтерская запись Дт 69/1 Кт 70?
    3. Корреспонденция счетов, отражающая удержание налога на доходы у физического лица:
    4. В течение какого времени работник имеет право востребовать депонированную заработную плату?
    5. Депонирование заработной платы отражается:
    6. Какой проводкой отражается начисление Единого социального налога на доходы рабочих основного производства:
    7. Какими документом оформляются безналичные расчеты дебиторами организации:
    8. Объявлением на взнос наличными.
    9. Какие документы относятся к банковским платежным документам:
    10. Какая запись делается при поступлении ден. средств в кассу на зар. плату :
    11. На основании, каких первичных документов и учетных регистров осуществляются записи по синтетическому счету 50 "Касса"?
    12. На основании каких первичных документов и учетных регистров осуществляются записи по синтетическому счету 51 "Расчетный счет"?
    13. В течение какого времени работник должен сдать авансовый отчет по командировочным расходам?
    14. Рабочий - повременщик отработал по графику 21 день. В течение месяца был внутрисменный простой 6 часов. Сколько часов будет оплачено работнику по часовой тарифной ставке?
    15. Из приведенных счетов выбрать активный счет:
    16. Определить тип хозяйственной операции и ее влияние на валюту баланса: "С расчетного счета перечислено поставщикам за материалы 5 000 рублей".
    17. Определить сумму кредиторской задолженности на конец месяца, если Сдо по Счету 60 на начало месяца - 10 000 рублей, оборот по Дт 60 - 3 000 рублей, оборот по Кт - 7 000 рублей
    18. Определить сумму хозяйственных средств предприятия, если Сдо по синтетическим счетам составляет:
    19. Из перечисленных счетов выбрать бюджетно-распределительный:
    20. Какой счет дебетуется при перечислении средств транспортной организации за доставку материалов?
    21. На каком счете калькулируется себестоимость готовой продукции?
    22. Определите, какие из приведенных разделов и групп относятся к пассиву баланса.
    23. Запасы, затраты, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
    24. В какие сроки должна быть разработана учетная политика на вновь созданном предприятии?
    25. Дебиторская задолженность не может отражаться на счете:
    26. Из перечисленных счетов выбрать счета, не имеющие сальдо.
    27. К оправдательным документам относится:
    28. Как называется показатель, характеризующий в обобщенном виде результаты деятельности предприятия?
    29. Как называются документы, которые удостоверяют факты свершения хозяйственных операций?
    30. Как называется способ экономической группировки, контроля и текущего отражения в денежной оценке отдельных видов хозяйственных средств и их источников?
    31. На каких счетах ведется учет хозяйственных средств и процессов в обобщенном показателях и только в стоимостном выражении?
    32. Как называется систематическая проверка фактического наличия средств в сопоставлении с учетными данными?
    33. Учетные регистры - это:
    34. Обязательные данные, предусмотренные действующими правилами или законом для документов, без которых эти документы не могут служить основанием совершения операций, - это
    35. Баланс, в котором нет статьи "Амортизация основных средств", называется:
    36. В журнале учета хозяйственных операций при простой форме учета операции регистрируются в хронологическом порядке:
    37. Заполняя расходный кассовый ордер, бухгалтер-кассир допустил ошибку. Он должен:
    38. Убыток, полученный от продажи продукции, отражается:
    39. Оприходование материалов, полученных от поставщиков, отражается проводкой:
    40. Из перечисленных счетов выбрать собирательно- распределительный счет:
    41. Какой счет дебетуется при перечислении налогов в бюджет?
    42. Каким документом оформляются безналичные расчеты с контрагентами организации:
    43. Как называется способ экономической группировки и обобщения хозяйственных средств и их источников в денежном выражении на определенную дату?
    44. Дайте определение учетной политики:
    45. Какой проводкой начисляется оплата за простой не по вине рабочего основного производства:
    46. Возврат материалов, неизрасходованных в основном производстве, отражается:
    47. Определить сумму остатка материалов на складе на конец месяца, если Сдо нач. по Сч. 10 на начало месяца 70000 руб., оборот по Дт 10 - 13000 руб., оборот по Кт 10 - 14000 руб.

    назад


    ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

         К собеседованию по специальности допускаются абитуриенты, имеющие средне-профессиональное юридическое образование.
         1. Теория государства и права.
         Понятие, признаки, функции государства. Форма государства. Правовое государство. Сущность права. Понятие и виды источников права. Система законодательства. Правотворчество. Система права. Понятие и виды правоотношений. Понятие, виды и основания юридической ответственности. Понятие правонарушения, структура, признаки.
         2. Конституционное право.
         Конституционное право как отрасль права. Понятие конституции. Основы конституционного строя РФ. Основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Органы государственной власти в РФ.
         3. Гражданское право.
         Основные начала гражданского законодательства. Возникновение гражданских прав и обязанностей. Субъекты гражданских прав. Объекты гражданских прав. Сделки. Сроки в гражданском праве. Право собственности и другие вещные права. Общие положения об обязательствах. Общие положения о наследовании. Виды наследования.
         4. Административное право.
         Государственное управление и исполнительная власть. Субъекты административного права. Государственная служба. Административная ответственность и административные правонарушения. Административное наказание, порядок назначения. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях.
         5. Уголовное право.
         Уголовное право как отрасль права. Понятие преступления. Понятие наказания и его виды. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Преступления против личности. Преступления в сфере экономики. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Преступления против государственной власти.

    назад


Обновлено: 28.11.2011 14:27