Государственные служащие — это сотрудники федеральных и региональных органов власти, в обязанности которых входит выполнение функций государства и представление его интересов в различных сферах. К данной категории относятся сотрудники таких госструктур, как:
- Администрация Президента, Правительство РФ, Госдума, Совет Федерации;
- Министерства и федеральные ведомства;
- Силовые ведомства (ФСБ, прокуратура, МВД и другие).
Госслужба является объектом особого правового регулирования, которое налагает определённые запреты на деятельность и образ жизни работников госструктур. В частности, государственным служащим запрещается заниматься предпринимательством, в том числе через доверенных лиц.
Да, но при условии, что получение прибыли не было целью приобретения недвижимости. Госслужащий не может зарегистрироваться в качестве ИП, поэтому важно, чтобы в его действиях не усматривалось признаков предпринимательской деятельности.
В соответствии с разъяснениями Верховного суда, сдача жилья внаем не считается предпринимательством, если соблюдаются 2 условия:
- Квартира приобреталась для личных нужд либо была получена по договору дарения или по наследству;
- В настоящий момент у владельца нет необходимости в использовании этого имущества.
Если жилая недвижимость соответствует указанным критериям, то работник госслужбы имеет право сдать ее внаем на основании договора аренды.
Стоит иметь в виду, что лица, замещающие государственные должности, обязаны предоставлять сведения о полученных доходах, включая доход от сдачи жилья в аренду.
Любая самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ, продажи товаров или оказания услуг, считается предпринимательской.
Исходя из судебной практики, на системность действий арендодателя могут указывать следующие признаки:
- сдача в аренду нежилых помещений;
- покупка квартиры не для личных нужд (если госслужащий изначально и не предполагал жить в ней и сразу после покупки нашёл квартирантов);
- сдача недвижимости посуточно;
- сдача в аренду сразу нескольких квартир.
Да, доход, полученный от сдачи квартиры в аренду, подлежит налогообложению. Для уплаты налога госслужащему необходимо зарегистрироваться в качестве самозанятого, так как для этой категории граждан предусмотрен специальный налоговый режим — «Налог на профессиональный доход» (НПД).
- Сдача квартиры внаем — это единственный вид деятельности, которым могут заниматься работники госструктур в качестве самозанятых.
- Ставка налога зависит от статуса арендатора:
- 4% — при сдаче квартиры физическому лицу;
- 6% — при сдаче квартиры юридическому лицу.
Если суд признает, что государственный служащий систематически получал прибыль от сдачи жилья в аренду и признает такую деятельность предпринимательской, то одним из последствий станет увольнение такого сотрудника с госслужбы в связи с утратой доверия.
Также это нарушение повлечет за собой возникновение административной, налоговой и уголовной ответственности (статья «Незаконное предпринимательство»).
Может ли госслужащий быть самозанятым: имеет ли право сдавать квартиру, как оформить деятельность
В июле 2020 года экспериментальный налоговый режим на профессиональный доход распространился на все регионы Российской Федерации.
В силу этого многие граждане, которые ранее не раскрывали свои заработки, начали выходить из теневого сектора, легализуясь в качестве самозанятых.
Данный налоговый режим предполагает массу преимуществ плательщикам, в число которых, несомненно, входит низкая налоговая ставка, а также отсутствие необходимости уплачивать страховые взносы.
Особенностью самозанятости является еще и то, что осуществлять ее могут и лица, которые трудятся по найму официально (только в том случае, если такая деятельность непосредственно с ней не связана). Однако, несомненно, имеются и определенные ограничения. В данной статье будет рассмотрен вопрос может ли госслужащий быть самозанятым.
Может ли государственный служащий оформить самозанятость
Государственная и муниципальная служба представляет собой особый вид трудовой деятельности, осуществляемой на соответствующих должностях в исполнительных федеральных и муниципальных органах власти.
В силу особого характера подобной деятельности, связанной с государственным и муниципальным управлением, на служащих лежат определенные обязанности и ограничения.
Одним из наиболее важных из них является запрет на осуществление предпринимательской деятельности. Иными словами, чиновники не могут вести бизнес параллельно с исполнением обязанностей службы. При этом определенного пояснения требует понятие предпринимательской деятельности. Оно определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
Так, в соответствии с данным нормативно-правовым документом ей признается деятельность экономического характера по продаже товаров, оказанию услуг или выраженная в иных формах, которая направлена, в первую очередь, на систематическое получение прибыли. При этом закон отдельно оговаривает, что такая деятельность должна быть зарегистрирована в установленном порядке.
Налог на профессиональный доход является сбором с прибыли, полученной от нее. В этой связи чиновники различных уровней не могут быть зарегистрированными в качестве самозанятых для осуществления ими предпринимательской деятельности.
Однако в данном случае имеется определенное исключение. Так, одним из распространенных видов прибыли является доход от сдачи в наем собственного жилого помещения. Ранее соответствующий доход рассматривался как база для исчисления налога на доходы физических лиц по ставке 13%.
Однако теперь граждане могут учитывать эти деньги как доход от самозанятости, оплачивая налог по значительно меньшей ставке.
При этом установлено, что тот факт, что человек сдает в наем квартиру не является предпринимательской деятельностью в том смысле, который подразумевают нормы Гражданского кодекса РФ.
Именно поэтому гражданские и муниципальные служащие могут получать доход со сдачи в аренду своей недвижимости, а для уплаты налога чиновники могут зарегистрироваться в качестве самозанятых.
Справка! Госслужащие могут быть плательщиками НПД только при получении пассивного дохода при сдаче собственной недвижимости в наем.
Порядок регистрации в качестве плательщика НПД такой же, как и у остальных граждан.
Так, наиболее удобным способом оформления самозанятости в данном случае является мобильное приложение «Мой налог».
После скачивания его на мобильное устройство регистрация осуществляется в специальной форме, предполагающей введение сведений о ФИО, дате рождения, адресе и ИНН пользователя.
После введения необходимых данных госслужащий будет зарегистрирован в новом статусе в течение нескольких минут.
При работе с приложением пользователю необходимо вносить все сведения о полученных доходах путем оформления чека. Чек формируется в электронном виде и может при необходимости быть распечатан.
При формировании чека сведения о доходе поступают в ФНС, которая в автоматическом режиме рассчитывает сумму налога, подлежащую уплате. При несвоевременном внесении налогового платежа плательщика ожидают штрафные санкции.
Доход от самозанятости чиновникам необходимо указывать в соответствующей декларации, подаваемой ежегодно. Подтверждением законности происхождения средств будет являться выписка, которую можно запросить, используя функционал приложения.
Внимание! Если чиновник прекратил сдачу в наем своей недвижимости, то он может сняться с учета в качестве самозанятого. Происходит это через приложение. Однако допускается и сохранение этого статуса без наличия какого-либо дохода, поскольку в данном случае начисление налога производиться не будет.
Чтобы стать самозанятым, необязательно обращаться в инспекцию ФНС, поскольку все взаимодействие с налоговой происходит дистанционно через приложение. Подача деклараций в данном случае не предусмотрена.
Налоговые ставки, применяемые при НПД, весьма небольшие – 4% при работе с физлицами и 6% при взаимодействии с юрлицами. Уплата производится ежемесячно по факту наличия дохода. Осуществление платежей во внебюджетные фонды не является обязательным.
Кроме этого, для самозанятых имеются ограничения, связанные с предельной суммой дохода. Так, если размер его составляет более 2,4 миллиона рублей в год, то применение данного налогового режима более не представляется возможным.
Запреты и ограничения для госслужащих и иных лиц – ilex
0 из 10 заданий окончено
Вопросы:
Информация
Ограничения, связанные с занятием государственных должностей, касаются не только госслужащих, но и многих других лиц – их супругов и близких родственников, юрлиц и граждан, взаимодействующих с госорганами и организациями. Знать и соблюдать эти ограничения поможет наш тест.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
- Правильных ответов: 0 из 10
- Ваше время:
- Время вышло
- Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
- Правильно
Все госслужащие являются государственными должностными лицами, но не все государственные должностные лица – госслужащие (ст. 5 Закона о госслужбе, абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).
Неправильно
Все госслужащие являются государственными должностными лицами, но не все государственные должностные лица – госслужащие (ст. 5 Закона о госслужбе, абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).
- Правильно
К запретам, установленным в отношении госслужащих, в частности, относятся (подп. 1.1 и 1.3 п. 1 Закона о госслужбе):
— запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц;
— запрет занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами.
Неправильно
К запретам, установленным в отношении госслужащих, в частности, относятся (подп. 1.1 и 1.3 п. 1 Закона о госслужбе):
— запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц;
— запрет занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами.
- Правильно
Принимать подарки госслужащим и иным должностным лицам допускается на протокольных и официальных мероприятиях, а также по случаю их дня рождения и праздников (подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе, абз. 9 ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, п.
20 постановления Пленума ВС о взяточничестве). Если лицо в связи с занимаемым должностным положением принимает материальные ценности, это расценивается как получение взятки независимо от их стоимости (п. 5 постановления Пленума ВС о взяточничестве).
Неправильно
Принимать подарки госслужащим и иным должностным лицам допускается на протокольных и официальных мероприятиях, а также по случаю их дня рождения и праздников (подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе, абз. 9 ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, п.
20 постановления Пленума ВС о взяточничестве). Если лицо в связи с занимаемым должностным положением принимает материальные ценности, это расценивается как получение взятки независимо от их стоимости (п. 5 постановления Пленума ВС о взяточничестве).
- Правильно
К государственным должностным лицам приравниваются лица (абз. 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией, п. 5–8 постановления Пленума ВС от 16.12.2004 N 12):
- — постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (например, руководитель, главный бухгалтер, их заместители);
- — уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, юрисконсульт);
- — представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.
Неправильно
К государственным должностным лицам приравниваются лица (абз. 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией, п. 5–8 постановления Пленума ВС от 16.12.2004 N 12):
- — постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (например, руководитель, главный бухгалтер, их заместители);
- — уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, юрисконсульт);
- — представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.
- Правильно
Ограничения, установленные для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, минимальны (ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).
В частности, они не вправе осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы их служебной (трудовой) деятельности.
Но к служебным командировкам это не относится (абз. 3 ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).
Неправильно
Ограничения, установленные для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, минимальны (ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).
В частности, они не вправе осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы их служебной (трудовой) деятельности.
Но к служебным командировкам это не относится (абз. 3 ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).
- Правильно
Выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства запрещается руководителям госорганизаций и организаций, в уставном фонде которых 50% и более акций (долей) находятся в собственности государства (ч. 1 ст. 255 ТК).
Неправильно
Выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства запрещается руководителям госорганизаций и организаций, в уставном фонде которых 50% и более акций (долей) находятся в собственности государства (ч. 1 ст. 255 ТК).
-
Ряд запретов и ограничений распространяется и на членов семьи государственных должностных и приравненных к ним лиц. Помимо супругов, к ним относятся близкие родственники и свойственники. Антикоррупционное законодательство под близкими родственниками понимает:
- Родителей, детей, в том числе усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер.
- Родителей, детей, в том числе усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков.
- Родителей, детей, в том числе усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков и таких же родственников супруга (супруги).
Правильно
Близкие родственники – это родители, дети, в том числе усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки (абз. 10 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией). Близкие родственники супруга (супруги) являются свойственниками (абз. 11 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).
Неправильно
Близкие родственники – это родители, дети, в том числе усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки (абз. 10 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией). Близкие родственники супруга (супруги) являются свойственниками (абз. 11 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).
- Правильно
Государственное должностное лицо не вправе совершать сделки с ИП и хозобществами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также поручать совершение таких сделок другим должностным лицам (абз. 4 и 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией):
— без согласования с госорганами (организациями), в подчинении (ведении) которых находится (в состав которых входит) госорганизация;
— в нарушение порядка, установленного Законом о хозобществах.
Неправильно
Государственное должностное лицо не вправе совершать сделки с ИП и хозобществами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также поручать совершение таких сделок другим должностным лицам (абз. 4 и 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией):
— без согласования с госорганами (организациями), в подчинении (ведении) которых находится (в состав которых входит) госорганизация;
— в нарушение порядка, установленного Законом о хозобществах.
- Правильно
Совместная работа в одной госорганизации не допускается при одновременном наличии следующих условий (ч. 1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией):
- — близкое родство или свойство работников;
- — занятие должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей), кассира;
- — непосредственная подчиненность или подконтрольность одного другому.
- Под эти условия не подпадает только работа завхозом родного брата кассира.
Неправильно
Совместная работа в одной госорганизации не допускается при одновременном наличии следующих условий (ч. 1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией):
- — близкое родство или свойство работников;
- — занятие должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей), кассира;
- — непосредственная подчиненность или подконтрольность одного другому.
- Под эти условия не подпадает только работа завхозом родного брата кассира.
- Правильно
Наряду с госслужащими ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе обязаны их супруг (супруга), а также совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство (ч. 13 ст. 32 Закона о борьбе с коррупцией).
Неправильно
Наряду с госслужащими ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе обязаны их супруг (супруга), а также совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство (ч. 13 ст. 32 Закона о борьбе с коррупцией).
Конфликт интересов на госслужбе: 6 ситуаций из свежей судебной практики
Кадры
Опубликовано обобщение судебной практики за 2020-2021 годы по вопросу конфликта интересов на госслужбе. Рассмотрены шесть наиболее знаковых примеров таких конфликтов.
16 ноября 2021 Гольцова Полина
По общему правилу, чиновники не вправе использовать имущество госоргана, предоставленное им для исполнения служебных обязанностей, в личных целях. Соблюдение этого запрета — одна из служебных обязанностей сотрудника госоргана.
Несмотря на этот запрет, чиновник отправлял с рабочего компьютера налоговые декларации друзей и родственников, за что его уволили. Суд, рассмотрев ситуацию, признал увольнение законным.
Может быть интересно:
Сотрудница отдела кадров приняла сведения о доходах другого служащего, который в прошлом являлся ее мужем
Госслужащие не вправе принимать кадровые решения в отношении близких родственников. Однако чиновница, работавшая в отделе кадров госоргана, в полномочия которой входил прием сведений о доходах работников, приняла их от коллеги — бывшего мужа и не сочла эту ситуацию конфликтом интересов, поскольку формально бывшие супруги родственниками не являются.
Узнав об этой ситуации, наниматель объявил сотруднице выговор, который позднее признал законным и суд.
Признавая ситуацию конфликтом интересов, суд исходил из того, что хоть супруги формально и не являются близкими родственниками, у них нередко сохраняются имущественные и личные отношения.
В рассматриваемом случае сотрудница и ее бывший муж, у которого она приняла сведение о доходах, продолжали совместно владеть квартирой и воспитывали общую дочь.
Эти обстоятельства делают привлеченную к ответственности чиновницу заинтересованной в сокрытии доходов ее бывшего мужа и их совместного ребенка. Таким образом, налицо конфликт интересов.
Чиновник, будучи представителем госоргана, подписывал официальные документы с компанией, принадлежащей его супруге
Госслужащий в составе закупочной комиссии участвовал в определении контрагента по контракту и утвердил победителя госзакупки. Впоследствии этот госслужащий женился на директоре и владелице компании-победителя.
Несмотря на заключение брака с директором контрагента, чиновник подписал закрывающие акты по контракту с компанией, принадлежащей его супруге, от имени госоргана.
Узнав об этом, наниматель уволил чиновника, суд увольнение поддержал, признав законным.
Представитель контролирующего органа участвовал в проверке учреждения, в котором работает его близкий родственник
Это очень часто встречающийся вид конфликта интересов, к нему относятся такие ситуации:
- сотрудница контролирующего органа проводила проверку деятельности двух подведомственных учреждений — в одном на позиции бухгалтера работала ее сестра, в другом, на рядовой должности, — ее сын. При этом предмет проверки в первом случае (порядок ведения бухгалтерского и налогового учета) напрямую касался деятельности сестры проверяющей чиновницы. Во втором случае в перечень проверяемых обстоятельств входило, в том числе, начисление зарплаты сыну проверяющей чиновницы. То есть в обоих случаях контролер была заинтересована в результатах проверки. Это конфликт интересов, проверяющую уволили;
- чиновник, работающий в органе транспортного контроля, проверил компанию, которая принадлежит его сожительнице, и не уведомил об этом факте нанимателя. Его уволили;
- служащая налогового органа проводила камеральные проверки нескольких компаний, в которых бухгалтерский и налоговый учеты отдали на аутсорсинг в стороннюю компанию. Конфликт состоит в том, что в этой сторонней компании, взявшей на себя бухучет проверяемых лиц, работали сестра и подруга проверяющей чиновницы. Чиновницу уволили и суд с этим решением согласился.
Во всех случаях контролеры обязаны предупредить нанимателя о возникшей спорной ситуации сразу, как только им поручили проверки.
Контролер получил скрытый подарок от подконтрольного лица
Чиновники не вправе принимать подарки от подконтрольных лиц, это является коррупцией и недопустимо. Однако нередко в обход этого правила проверяющим лицам делают «скрытые» подарки.
Например, чиновник проверял деятельность ИП, организующего пассажирские перевозки, а затем они совместно съездили на отдых за счет этого предпринимателя. Госорган посчитал ситуацию конфликтом интересов и уволил служащего.
Чиновник рассмотрел собственное заявление о предоставлении госуслуги
По долгу службы чиновник рассматривал заявления граждан о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений. Как частное лицо, он подал такое заявление через МФЦ, а как должностное лицо — сам себе отказал. Несмотря на то, что выгоды он в итоге никакой не получил, ситуацию признали конфликтом интересов, чиновника уволили в связи с утратой доверия.
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой. 1. Государственный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; 6) использовать в неслужебных целях средства материально — технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; 9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; 10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; 11) принимать участие в забастовках; 12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. 2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.Комментарий к статье 111. В статье установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями государственной службы. Их назначение: обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов; установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих; создать условия для независимости служебной деятельности; и вместе с тем гарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав. Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственного служащего. Установленные правоограничения можно рассматривать в двух основных аспектах: несовместимости должности государственного служащего с другими видами деятельности; обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе. Закон (подп. 3 п. 2 ст. 25) за несоблюдение правоограничений обоих видов предусматривает лишь одно последствие — прекращение государственно — служебных отношений, что, на наш взгляд, не совсем правильно. Прокомментируем сначала запреты на некоторые виды деятельности, не совместимые с государственной службой. 1) В подп. 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривается, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что он не может занимать иную должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Такое требование имеет безусловный характер и не связано с подконтрольностью, подотчетностью или какой-либо иной «связанностью» с компетенцией государственного органа, в котором работает государственный служащий. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности. Закон (подп. 1 п. 1 ст. 11) предусматривает лишь одно исключение из этого правила: государственным служащим разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Как видно из содержания комментируемой статьи, право государственных служащих заниматься преподаванием заменено правом на педагогическую деятельность, которая в отличие от понятия «преподавание» законодательно определена. В Федеральном законе «Об образовании» установлено, что педагогическая деятельность осуществляется: в форме индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст. 48); в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст. 53). Образовательное учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации уполномоченным органом (п. 5 ст. 33); право на ведение образовательной деятельности возникает у него с момента получения лицензии (разрешения) (п. 6 ст. 33); государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации (п. 6 ст. 12). В соответствии со ст. 48 Закона «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит обязательной государственной регистрации. В свою очередь в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 комментируемого Закона государственному служащему предпринимательская деятельность запрещена. Следовательно, государственный служащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Таким образом, право на занятие оплачиваемой педагогической деятельностью государственный служащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. При этом он не обязан проверять наличие регистрационного свидетельства, лицензии, аккредитации. За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности ответственность несет образовательное учреждение. Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует. Опираясь на неофициальные мнения, высказанные в различного рода публикациях, можно сделать вывод, что под научной деятельностью следует понимать подготовку и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, симпозиумах, «круглых столах», научно — практических семинарах и т.п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т.д. Исходя из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, предусматривающей свободу научного творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется официального статуса научного сотрудника. Каждый государственный служащий независимо от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе. Если свое право на педагогическую деятельность государственные служащие могут реализовать исключительно в форме сотрудничества с образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, то в своей научной деятельности они вправе сотрудничать с любыми организациями, которые проводят научные исследования; организуют конференции, симпозиумы, семинары; осуществляют издание и публикацию научных работ и т.п. В отличие от образовательной научная деятельность не лицензируется.
Что касается понятия «иной творческой деятельности», то его законодательного определения, кроме сферы культуры, также не существует. Согласно ст.
3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей и их интерпретация.
Под культурными ценностями понимаются произведения культуры и искусства, результаты исследований в этой сфере и т.д. ———————————
ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.Для реализации государственными служащими права на занятие оплачиваемой творческой деятельностью важно подчеркнуть, что она может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе.
При этом не требуется официального статуса творческого работника.
Профессиональные и непрофессиональные творческие работники равноправны в области авторского и смежных прав на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства и т.д.
Защита авторских, издательских и иных прав на интеллектуальную собственность осуществляется на основе специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности: Патентный закон, Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, Закон об авторском праве и смежных правах и др. . ———————————
Может ли госслужащий иметь бизнес?
Харитонов Е. Адвокат
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от31. 07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» госслужащий может заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Педагогическая деятельность согласно м к Закону может выполняться в нерабочее время.
Пахомов Б. Адвокат
Законодательство Российской Федерации запрещает государственным служащим и лицам, занимающим государственные должности, заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации. Этот запрет установлен статьей 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и другими законами.
Пахомов Н. Адвокат
Например, акции иностранных компаний госслужащий не имеет права приобретать. Каждый актив любого биржевого сектора имеет уникальный идентификационный код, присвоенный международным регулятором (ISO) или агентством страны, в которой он выпущен.
Петрова Е. Адвокат
В ходе опроса были получены анкеты от выпускников МВА и EMBA бизнес-школ (в рейтинг включены бизнес-школы с числом анкет выпускников, большим 25):
- Академия PwC
- Балтийский государственный технический университет им.Устинова (Санкт-Петербург)
- Байкальская международная бизнес-школа (Иркутск)
- Банковский институт ВШЭ
- Бизнес-школа ВАВТ
- Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)
- Бизнес-школа МФЮА
- Бизнес-школа УрФУ (Екатеринбург)
- Бизнес-школа AMI (Санкт-Петербург)
Гаврилова Г. Адвокат
Предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Каждый предприниматель может иметь собственное дело или может помогать создавать предприятия другим предпринимателям. В англоязычных государствах и странах применяется слово — Бизнесмен (человек, имеющий бизнес).
Овчинников И. Юрист
Подарок стоимостью не более 3 000 руб. должен быть возвращен госслужащему. При стоимости подарка свыше 3 000 руб. госслужащий вправе его выкупить.
Осипова Л. Юрист
Можно ли иметь две прописки – постоянную и временную Двойная прописка в таком случае вполне допускается – они дополняют друг друга.
Иметь 2 прописки может только гражданин России, иностранцам оформляется лишь одна – временная. Обязательным условием является поиск помещения.
В большинстве случаев заключается договор коммерческого найма и собственник разрешает временную регистрацию в квартире.
Киселёв Д. Юрист
Работник не может иметь два основных места работы. Основное место работы может быть только одно, именно у работодателя по основному месту работы должна находиться трудовая книжка работника.
Филиппов Д. Юрист
бизнес в другом городе и пр. Можно ли иметь две прописки – постоянную и временную Двойная прописка в таком случае вполне допускается – они дополняют друг друга. Иметь 2 прописки может только гражданин России, иностранцам оформляется лишь одна – временная. Обязательным условием является поиск помещения.
Капустин К. Юрист
Вот разные варианты для госслужащего. В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет. В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.
Николаев Г. Пользователь
Таким образом, очевидно, что государственному гражданскому служащему можно получать доход в качестве самозанятого, но только не осуществляя при этом предпринимательскую деятельность.
Единственный способ получения дохода, позволяющий соблюсти данное условие, – сдача жилья в аренду.
Однако при этом необходимо учитывать правоприменительную практику, в соответствии с которой даже сдача жилья в аренду все же в отдельных случаях может признаваться предпринимательской деятельностью.
Морозов Н. Пользователь
В случае, если муниципальный служащий до принятия изменений в Федеральный закон №25-ФЗ входил в состав высшего органа управления автономной некоммерческой организации, то в настоящее время оставаться в этом качестве он может только в случае, если это ему поручено соответствующим муниципальным правовым актом.
Яковлева Д. Пользователь
Так, в новой редакции пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что государственному гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц…
Самозанятый госслужащий: все тонкости статуса
Статус госслужащего накладывает на человека определенные ограничения, например, ему запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Поэтому по закону госслужащие не могут получать доход как самозанятые. Но в некоторых случаях этот запрет все же можно обойти.
Особенности правового статуса госслужащих
Госслужащие – это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции представителей своего государства в различных сферах деятельности.
К ним относятся военные, сотрудники силовых ведомств, судьи, работники налоговой службы и т.п. Статья 10 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ делит всех госслужащих на две категории:
- федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета;
- государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Так как госслужащие обоих категорий имеют большие полномочия и получают жалование (или довольствие) из федерального либо регионального бюджета, то законом на них накладывается серьезное ограничение по видам деятельности, которыми они могут заниматься в дополнение к основной работе.
Еще одна полезная статья: Самозанятость: подводные камни работы на себя
Может ли госслужащий заниматься коммерческой деятельностью?
Закон налагает прямой запрет на занятия чиновниками коммерческой деятельностью – это зафиксировано в статье 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 года.
Например, часть 3.
1 этой статьи устанавливает полный запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а часть 3 указывает, что участие госслужащих в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (партией, органов профсоюза, госкорпорации и иных КО и НКО) возможно лишь на безвозмездной основе, если это не противоречит законодательству РФ и международным ратифицированным актам.
То есть госслужащий может участвовать в управлении деятельностью коммерческих лишь в строго определенных случаях, а получать за это вознаграждение (то есть, зарплату или иное вознаграждение) – не может от слова «совсем».
И всё же государство предоставляет право таким лицам получать дополнительный доход, помимо основного денежного довольствия.
Например, госслужащие могут продавать любое принадлежащее им имущество, инвестировать деньги в депозиты российских (не иностранных) банков, а также могут вести научную, исследовательскую и преподавательскую деятельность, получая за нее соответствующее вознаграждение.
Так как самозанятость подразумевает получение дохода от самостоятельной трудовой (коммерческой) деятельности, то госслужащий ограничен в своих возможностях. Так, он не может регистрироваться, к примеру, как самозанятый репетитор и получать доход таким способом. Но он может «закрепиться» за вузом или техникумом и преподавать там в качестве совместителя.
Но в некоторых случаях госслужащий может законно получать доход как самозанятый.
Как совмещать самозанятость и работу госслужащего
Как же госслужащему получать доход от самозанятости и при этом не нарушить закон? Ответ прост: сдавать жилье внаем. Всякая иная деятельность в качестве самозанятого, кроме сдачи недвижимости в аренду, влечет за собой наложение штрафов и появление прочих неприятностей для государственных служащих.
На это указывает и федеральный закон о самозанятых, предполагающий базой налогообложения для госслужащих только доход от жилья внаем.
Никакой иной доход, даже если он имеется, не может быть задекларирован как доход от деятельности госслужащего в качестве самозанятого лица. И, следовательно, если получение такого дохода является приоритетным, то стоит либо подавать на него декларацию в налоговую с уплатой стандартного налога в 13% (НДФЛ), либо уходить с госслужбы и полностью становиться самозанятым.
Как еще может зарабатывать госслужащий
Госслужащий может получать доход и от иной деятельности, кроме как службы на благо Родины. Лишь бы она не носила коммерческой подоплеки.
Госслужащие наравне с другими гражданами могут получать доход от следующих видов деятельности:
- преподавательской;
- исследовательской;
- научной.
Этот перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Так, госслужащий может заниматься самостоятельными исследованиями, обобщать их в статье или в книге и получать вознаграждение за их продажу. Либо может работать в вузе в качестве совмещающего преподавателя (например, юрисконсульт УВД может вести лекции по праву).
Занимаясь подобной деятельностью, можно будет декларировать доход как физлицо и платить налог 13%.
Возникает вопрос: можно ли регистрироваться как самозанятый, заниматься незапрещенной деятельностью и платить меньше налогов?
К сожалению, нет. Как было сказано выше, на госслужащего накладываются ограничения по видам деятельности, а любая деятельность в качестве самозанятого (за исключением сдачи недвижимости в аренду) трактуется как коммерческая.
Итак, совмещать работу госслужащего и самозанятость можно только в одном, конкретно указанном случае: если чиновник сдает жилье в аренду и получает от этого доход.
Впрочем, если понадобится дополнительный доход, то госслужащий может заниматься иной разрешенной деятельностью. Например, преподаванием или исследовательски-научными изысканиями.
Но не как самозанятый, а по обычному трудовому договору.
(Visited 4 486 times, 9 visits today)
Самозанятыйв.рф — информационный портал для самозанятых. Актуальная и интересная информация, ответы на важные вопросы и решение нестандартных проблем самозанятых.